Свадебные традиции народов ЕвропыВо все времена и почти у всех народов осень была временем свадеб. Это и понятно - осенью заканчивался сбор урожая, возвращались домой рыбаки, охотники, общественных работ в деревнях становилось меньше. Итак, как же все начиналось: Знакомство, гадания, посиделки. Создание семьи никогда не было полностью частным делом человека. Любому роду требовалось продолжение, сельской общине - новые работники. Естественно, старшее поколение старалось ненавязчиво подвести молодых к решению о своевременном создании новых семей. Знакомились парни и девушки, в основном, на сельских праздниках, ярмарках, посиделках. Посиделки организовывались специально для молодежи брачного возраста. На посиделки собирались девушки, занимались рукоделием - пряли, вязали, вышивали. Таким образом и проявлялись их умения, и готовилось приданое. Парни приходили на посиделки позже, либо даже, например, в некоторых районах Австрии, просто встречали девушек по дороге домой и провожали. Посиделки и гуляния часто сопровождались гаданиями. В Италии, например, девушки бросали на горячий под очага лист оливы или мирта, загадывая имя парня. Если лист начинал, нагреваясь, потрескивать, - ожидалась свадьба. Распространены были и гадания с водой, зеркалом, где ночью, при свечах, можно увидеть лицо суженого. Так гадали в России, Испании, Германии. Гадания считались особенно правдивыми в праздничные дни и ночи - на Рождество, в Иванов день. Много магических ритуалов было связано со свадьбами старших подруг. Коснуться невесты, получить в подарок цветок из ее букета, бант, шпильку - означало для испанских девушек скорое и удачное замужество. И в наше время на свадьбах мечтают поймать букет невесты ее молодые и не очень молодые подруги. Существовали и более откровенные способы подтолкнуть молодых людей к созданию семьи. Так, в деревнях Тосканы, Пьемонта было принято совершать обряд выбора пробных обрученных. Пары из парней и девушек составлялись по жребию, и им предписывалось вести себя как настоящим обрученным - обмениваться подарками, проводить время вместе. Некоторые пробные пары оказывались настолько удачными, что начинали готовиться к настоящим свадьбам. Если же случайный выбор не приводил к сближению, союз расторгался без каких либо последствий. Схожий обычай существовал и в некоторых землях Германии. Девушек продавали с аукциона или разыгрывали по жребию. При последующей встрече случайной пары девушка показывала свое отношение к парню соответствующим подарком. Например, букет овсяных метелок с розой говорил о том, что ее устраивает такой союз, а без розы - нет. Некоторые из этих временных союзов также заканчивались сватовством. Во многих странах были широко распространены и ярмарки невест, обычно приуроченные к крестьянским или церковным праздникам. Знакомства, завязавшиеся в такие дни, поощрялись обществом и часто заканчивались сватовством. За знакомством почти обязательно следовал длительный период ухаживания. Молодые люди получали возможность чаще видеться днем, прогуливаться под руку, часто - в обязательном сопровождении старшей родственницы. Обычай ночных ухаживаний также характерен для Бельгии, Франции, Испании и других стран. Юноши пели под окнами избранниц серенады или беседовали через оконные решетки. В регламентации отношений этого периода заметен конфликт церковной морали и древних народных обычаев. Формально, близкие отношения до брака осуждались обществом, однако в некоторых областях, например, Бельгии, юга Франции на это закрывали глаза. А если обратиться к истории, например, Руси X-XI века, т.е. к более древним временам, можно заметить, что внебрачные отношения даже поощрялись обществом. Так, молодая одинокая мать становилась завидной невестой, как подтвердившая свою способность к рождению сильного, здорового ребенка. Очевидно, к концу XIX века эти языческие понятия, в целом, были побеждены церковной моралью, но отголоски их сохранились. Хотя, также характерны и обычаи всяческого осуждения девушек, не сохранивших целомудрия до брака. Отношение к обязательности мужского целомудрия, впрочем, во все времена было гораздо более формальным. Однако, знакомство и ухаживание были самым началом длинного, часто строго регламентированного процесса создания новой семьи. Следующим этапом становилось обязательное сватовство. Сватовство, помолвка, обручение. Если при знакомстве и ухаживании молодые были достаточно самостоятельны и, так сказать, выясняли свои предпочтения на уровне компании сверстников, то сватовство было делом всей семьи. Основной задачей смотрин и сватовства было заключение имущественных договоренностей, определение экономической основы нового брака. Сватом обычно становился отец или пожилой родственник юноши, крестный, уважаемый друг семьи. Довольно давно, например, в Италии, Германии, Швейцарии появились и профессиональные сваты, посредники. Реже сватовством занимались пожилые женщины. Сватовство часто совершалось тайно, чтобы в случае отказа можно было избежать нежелательной огласки. Для ритуала сватовства характерна иносказательность, символичность. Сваты в иносказательной форме высказывали желание юноши взять в жены девушку из дома, который они как бы случайно посетили. В каждой местности существовала система условных знаков, заменявших прямое согласие на брак или, тем более, отказ. Так, в некоторых областях Германии, желанного свата потчевали пирогом, нежеланного - приглашали чистить картошку. В Испании символом отказа могла служить вынесенная сватам тыква (такой же обычай встречался в Белоруссии, на Украине). Каталонцы, желая отказать жениху, начинали подметать пол в доме, стараясь, чтобы пыль летела на сватающихся гостей. Большинство обычаев сходны тем, что согласие на брак обязательно символизировалась совместным вкушением какой либо пищи, чаще праздничной, - например, cпециального пирога. Иногда заключению соглашения предшествовал ответный визит родителей невесты в дом жениха. Целью таких визитов было получше узнать достаток, имущественное положение будущей родни. Нередко,например, в Венгрии, семья жениха могла прибегнуть и к обману, выставляя в доме домашнюю утварь, взятую взаймы у соседей и даже показывая под видом "своих" - чужие земельные участки. Семья невесты, в свою очередь, стремилась нанести такой визит неожиданно. В случае положительного ответа за сватовством следовала помолвка, обручение. Практически, помолвка уже являлась заключением брака. Разрыв отношений после помолвки осуждался, мог сопровождаться выплатой неустойкипострадавшей стороне". Однако, в отношении жизни молодых после помолвки обычаи довольно сильно разнятся. Так, в крестьянских семьях Вестфалии молодые уже после помолвки вступали в супружеские отношения. А вот в Италии обрученные могли встречаться и беседовать только в доме невесты, под присмотром ее родителей. Помолвка часто происходила во время какого либо праздника, сопровождалась знакомством всей будущей родни, обменом подарками. Во многих областях было принято дарить жениху свадебную рубашку, которую невеста, естественно, шила сама. Жених дарил невесте платок, золотой крестик, украшения, часто - кольцо. Подарки носили "залоговый" характер и при разрыве помолвки обычно возвращались. Интересно, что в Швейцарии обрученные должны были сдавать своеобразный "экзамен". Они беседовали со священником, который выяснял степень их готовности к браку,зрелости и ответственности. Во время помолвки обговаривались и имущественные вопросы, в частности, размер приданого невесты. После этого и начиналась подготовка,собственно, к свадьбе. Интересно, что в сельских местностях Испании период от помолвки до свадьбы составлял от трех недель до трех месяцев. Более долгий период мог стать основанием для расторжения помолвки. А вот в городах Германии от помолвки до свадьбы могло пройти несколько лет. Объясняется это тем, что молодые в городе должны были начать совместную жизнь в отдельном доме, имея все необходимое. На подготовку этого имущества и уходило время. Для многих народов характерно поверье, что в период от помолвки до венчания молодые, особенно невеста, должны опасаться нападения всевозможных злых сил. Защитой от этих сил служили разнообразные магические обряды, "обереги" в виде засушенных трав или серебряных монет, носимые на одежде или в обуви. Невеста проводила много времени дома, шила приданое. Родители молодых в это время занимались подготовкой главного события "свадебного марафона" - венчания и праздничного пира. Свадебный пир Утром, в день венчания, (или за несколько дней до него) из дома невесты отправлялась процессия с приданым. Конечно же, целью этого было продемонстрировать соседям достаток семьи и умение невесты-рукодельницы, которая большую часть приданого шила сама. В австрийской области Нокк невеста именно в этот день впервые посещала дом жениха - стелила брачную постель и дарила жениху свадебную рубашку. Утром же происходил и обряд одевания невесты -подружками или старшими женщинами, который обязательно сопровождался ритуальными песнями и плачем. Интересна история развития свадебного костюма. До конца XIX - начала XX века молодые в большинстве стран венчались в традиционной праздничной одежде, характерной для местности и сословия. Часто жених и невеста ничем не выделялись из толпы гостей - это, впрочем, могло послужить дополнительной защитой от злых духов. Одним из древнейших обязательных элементов наряда невесты был венок из живых или искусственных цветов, листьев. Венок в виде замкнутого круга считался признаком целомудрия. Постепенно, сначала в городах, потом и в сельской местности в свадебных костюмах стали преобладать белый и черный цвета. Кстати, некоторые историки склонны рассматривать белый цвет свадебного платья невесты как : траурный, поскольку невеста "умирала" для своего рода, переходя в род мужа. Особое значение в свадебном наряде имел так же фартук - непременный атрибут хорошей хозяйки. А вот вуаль, фата для невесты - не только украшение, но и -опять же! - защита от злых духов, нечистой силы. "Защитную" функцию играли и многие ритуалы - например, перенесение невесты через порог (где обитает злая сила) на руках жениха, а также "шумовое" оформление свадебной процессии - поздравительные крики, пение, даже выстрелы. Cвадебный пир зачастую продолжался не один день. Угощение всегда было обильным, принято было, чтобы часть еды гости могли забрать с собой. В традиционное свадебное "меню" в Германии, например, входили куриный суп, телячье и свиное жаркое, ветчина с квашеной капустой, рисовая каша с изюмом. В некоторых областях Австрии считалось, что на свадебном столе обязательно должны быть рыбные блюда, так как икра,икринка - символ плодородия. Да и других "тонких намеков", пожеланий достатка, плодородия, доброго потомства хватало. Так, в Швейцарии, к столу обязательно подавали пироги с мясной начинкой. Самый большой пирог ставился перед невестой, вот только начинкой в нем служили: детские соски, игрушки, нагруднички. Новобрачным обычно полагалось есть из одной тарелки и пить из одного бокала. Застолье, конечно же, сопровождалось танцами. Во время танцев группа молодых парней пыталась "украсть" невесту или часть ее наряда - такой обычай существовал в Германии, Австрии,Швейцарии и других странах. Жениху следовало найти "суженую" и "выкупить" ее. После (или даже в разгар свадебного пира) молодых отводили в спальню. Этот процесс также сопровождался обрядами для отпугивания "нечистой силы" - от обрызгивания комнаты святой водой до " кошачьих" концертов, которые устраивала под окнами "холостая" молодежь. Важно отметить также, что существовало множество обрядов для "принятия" невесты в новый дом. Очень распространен был, например, обычай обводить невесту вокруг очага, печи. Во многих странах невесту на пороге обязательно встречала свекровь, угощая ее хлебом, медом - "принимая" в семью. |
|||||||||||||||||||||||||
Главная О нас Услуги Галерея Заявка Контакты Свадебные статьи разработка сайта - www.zimzic.com © шоу-агентство "Соната" 2006 |
|||||||||||||||||||||||||